МДОУ п.Варшавка

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО САМОПОЗАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ (Задание для МДОУ: детского сада п. Сухореченский)

 

«Ныне в обществе все чаще говорят о том, что маленький ребенок оказывается незащищенным о агрессивного влияния и общества, и телевидения, и кино…Это не отменяет задачу вырастить человека – это осложняет ее. Нужно «Очеловечить» мир окружающего ребенка, научит его чувствовать себя, состояние близкого человека, сочувствовать ему, радоваться вместе с ним. И начинать формировать такие ценные качества необходимо с «малых ногтей», т.е. с раннего детства».

 

Каждый человек хоть раз в жизни задавал себе вопрос «Кто я?», «Какой я?». Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, у человека существует потребность в самопознании и интерес к нему останется до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

Что такое «Самопознание?». Это процесс понимания себя, своих потенциальных возможностей, актуальных особенностей, черт характера, своих отношений к другим людям.

Современные дети замкнулись на телевизорах, компьютерах, стали меньше общаться со взрослыми, сверстниками стали менее отзывчивы к чувствам других людей, не умеют ценить дружбу, не умеют взаимодействовать со сверстниками. А ведь общение обогащает чувствительную среду, развивает речь, жизнерадостность. Поэтому работа, направленная на развитие самопознания и эмоционально – личностной сферы актуальна и важна.

Максимальный эффект в целенаправленном накоплении опыта достигается в том случае, если обучение проводится в форме комплексной сказкотерапии.

Что такое сказкотерапия? Зачем она нужна?

Сказкотерапия направление практической психологии, которое, используя ресурсы сказки, позволяют детям развить самопознание, речь, стать самим собой и построить добрые, доверительные отношения с окружающими.

Каким образом удается достичь таких целей?

1. Сказка всегда служит средством встречи слушателя с самим собой;

2. Нацеленность сказкотерапии на развитие самопознания определяется сущностью сказок, обеспечивает контакт с самим собой и с другими;

3. В сказке ребенок «естественным путем», без нравоучений, учится действовать осознанно, исследует собственные возможности, проявляет творческие и речевые возможности;

Показатели речи и свойства личности должны быть в центре внимания. Подход с помощью сказкотерапии перспективным, благоприятствующим для становления ребенка как языковой личности.

4. Сказка в короткое время может показать к чему приводят те или иные поступки героев. Свои и чужие горести становятся понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестают быть «потемками», а своя душа приобретает непривычные качества и свойства.

Только сказку мы можем противопоставить телевизору с ужастиками и страшилками. Сказка мощное оружие  воспитателя!

Итак, жили были …начинается сказка, начинается жизнь!

В процессе работы со сказкой большую силу на чувственную сферу ребенка оказывает искусство.

В сказке – слово (образное представление, определение, эпитеты, сравнения ритм, метафора).

В театральной деятельности – (движения, интонация, жесты, поза, мимика).

В рисунке – (форма, величина, цвет, ритм, композиция).

В лепке – (форма, объем, пропорции).

В музыке – (мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация).

В хореографии – (движения, координация, пластика).

Направления работы со сказкой.

- Ознакомление со сказкой (чтение, иллюстрации, слушанье музыки);

- Вовлечение в различные виды детской деятельности (изобразительная, художественно-речевая, музыкальная, театрализованная).

- Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература, сказка, живопись, графика, скульптура, театральное и хореографическое искусство).

- Организация театральной деятельности как синтез различных видов искусства, художественно-творческой и речевой деятельности.

 

 

 

 

 

Результативность опыта

К шести годам умеют дать объективную самооценку, позитивно принимают себя, самокритичны.

«Иногда обманываю»

«Редко говорю неправду»

«Часто ошибаюсь на занятиях»

«Плохо танцую»

«Не умею объяснить».

На вопрос: хотел ли ты стать лучшим?

Из 20 – ответили «да».

В перспективе

Очень хотелось наладить тесное сотрудничество с общеобразовательной школой. Считаю то взаимные посещения «в гости» малоэффективны. Дети должны с обеих сторон принимать активное участие в театрализованной деятельности, творческих кружках.

Такая взаимосвязь даст положительные результаты в развитии речи самопознании.

Хотелось бы открыть на базе ДОУ литературный кружок, так как у нас есть театральная студия и библиотека.

В дальнейшем планирую знакомить детей со сказками народов нашей планеты. Дети должны знать историю и культуру своего народа, знать элементарные сведения других народов, уважать культуру других народов нашей планеты.

Вопросы

1. Что такое «Сказказкотерапия»

2. Какие направления используются вами  при ознакомлении детей со сказкой.

3. Разработать НОД  по сказкотерапии  с использованием психогимнастики и диологических этюдов.

20 марта 2015 в 15:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.