МДОУ п.Варшавка
Семинар-практикум "Сохраним здоровье педагогов"
23 апреля [вт]
Цель:формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности. Задачи:1 . Создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов. 2. Поддерживать благоприятный психологический климат в детском саду. 3. Сформировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость. Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть всегда. (Конфуций)
Ход Почему мы говорим о здоровье педагога Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. "Будьте здоровы!" - говорят люди друг другу. "Желаем вам самого главного - здоровья!", говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства. Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека. Воспитывать детей - дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства - все это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога.
Физическое и эмоциональное состояние педагога - существенные факторы, влияющие на его профессиональную деятельность. От самочувствия педагога зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы. Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой. Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье: 1. Неумение принимать жизнь такой, как она есть, без критики и протеста. 2. Неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни. 3. Наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека. 4. Неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от любой работы … и тем самым сохранить свое здоровье. 5. Неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории, и своей, и планетарной, возможно, все мы есть главная причина всего происходящего на Земле. 6. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем. 7. Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте. Нужен ни директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности! Психические причины 1. Неумение противостоять стрессам. 2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями. 3. Частое превышение своих возможностей. 4. Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не о полученной зарплаты; неспособность смеяться над жизненными неудачами. В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников многих педагогов со временем возникают два взаимосвязанных психологических состояния:"эмоциональное сгорание" и "профессиональная усталость". Синдром "эмоционального сгорания" определяется чрезмерной перегрузкой и неадекватных межличностных отношений. "Сгоранию" подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время "вкладываясь" в других, они начинают испытывать разочарование, так как не всегда удается достичь ожидаемого эффекта. Постоянная погруженность воспитателя в общество маленьких детей вызывает эмоциональный фон напряжения и пресыщения, который получил условное название "феномен профессиональной усталости". Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью. Относят к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения) Реже “выгорают” оптимистичные и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы, те, кто занимает активную жизненную позицию и обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеют средствами психической саморегуляции, заботятся о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов. Как вообще поправить и сохранить свое здоровье? Никто, кроме вас самих, не решит эту проблему. Что такое здоровье? С чего оно начинается? Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни Вед: Итак, здоровье - это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье.Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Ответы педагогов Вед: Итак, надо помнить... -здоровье не всё, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует. - Здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие. - Здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности. - Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать. - Здоровье – это культура человеческих отношений. - Здоровье – это социальная культура отношений. - Здоровья - это образ жизни. Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размеренно. - Здоровье – это капитал, его можно приумножить, а можно прокурить и пропить. Хочешь быть здоровым – будь им! Педагогам необходимо помнить, что они входят в группу риска по различным профзаболеваниям. Вы часто вынуждены находиться в статической позе. Из за этого уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Всё это может спровоцировать различные заболевания. К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:нарушение зрения, ларингит, синдром хронической усталости, гиподинамия, остеохондроз. Причинами заболеваний являются:
- отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
- большая учебная нагрузка как результат низкой оплаты;
- отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки - снижение двигательной активности, перенапряжение. -и другие. Рекомендации. 1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду: - громко запеть; - резко встать и пройтись; - быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; - измалевать листок бумаги, измять и выбросить . 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе. 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником. Перед началом нашей встречи просим вас обратить внимание на основные правила работы на нашем семинаре: Получите удовольствие! Позвольте себе быть свободными! Избегайте оценок и суждений! Чувствуйте свои собственные ощущения! Во всем ищите и находите позитив! Вначале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем "Здравствуйте!", желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим и общей энергетикой и интересами. Сегодня нас объединила мастерская. Итак, здравствуйте!. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ Упражнение «Поза Наполеона» Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три! », каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарий ведущего Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать. Профессия обязывает нас много говорить. Перенапряжение голосовых связокможет спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани. Предлагаю вамвыполнить комплекс дыхательно- голосовых упражнений для укрепления мышц гортани. -Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно. -Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка. -Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих. Вед:Помочь организму сопротивляться болезням, почувствовать себя бодрым и полным сил, расслабиться и снять симптомы утомления может пальчиковый массаж. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме. Большой палец – стимулирует деятельность головного мозга; Указательный – улучшает работу желудка; Средний – кишечник и позвоночник; Безымянный – улучшает работу печени; Мизинец – помогает работе сердца. Массируются пальцы каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем снова поглаживанием. Педагоги выполняют пальчиковый массаж. . ЛАДОШКА
новостями, чтобы их не пропустить, предлагаю помассировать ушки. Массаж ушей Чтоб ушами лучше слышать, (показ) Разомнём их поскорей («пробегаем» пальцами по ушам ) Вот сгибаем, опускаем ( вперёд, назад) И опять всё повторяем. (повтор) Козелок мы разомнём (разминаем) По уху пальчиком ведём (круговые движения пальцами по ушам) И ладошкой прижимаем (прижали) Сильно, сильно растираем (растираем) Ушки приготовили, а стрелять глазками не разучились? Сейчас проверим! Зарядка для глаз Терем – терем- теремок (вправо, влево)
Наверху петух сидит Кукареку он кричит (поморгать)
Упражнение на степах Профилактика заболеваний сердечно – сосудистой системы. 2. Снижение лишнего веса. 3. Улучшение осанки. 4. Приобретение необходимых двигательных умений и навыков. 5. Развитие двигательной памяти. 6. Укрепление дыхательной системы. 7. Нормализует деятельность вестибулярного аппарата. 1. Обычная ходьба- на степ, со степа. 2. Обычная ходьба с руками, правая нога- правая рука и т.д. 3. Обычная ходьба с хлопками.1.2-на степ, 3-4- хлопок над головой, 56- со тепа, 7-8 – хлопок над головой. 4. . И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнутые к плечам 1,2. встать на степ. 3,4. вращение рук вперед (назад)
Снять мышечное и психологическое напряжение помогут упражнения, выполнение которых не займёт много времени ине потребует специального оборудования. Придя домой, включите спокойную музыку и выполняйте упражнения для снятия мышечного и психологического напряжения, которыемы сейчас вам покажем. Педагоги выполняют комплекс упр. для снятия мышечного и психологического напряжения. Вед. Все движения выполняйте очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно. Постарайтесь сохранить каждую позу в течении30 сек. -Расправьте плечи. Встаньте на цыпочки, поднимите руки и потянитесь вверх всем телом. -Выполняйте полуприсед, немного согнув ноги в коленях. -Вытяните руки перед собой и потянитесь вперед, сохраняя спину абсолютно прямой. -Из этого же положения отведите прямые руки назад. Шею и подбородок потяните вперёд. -Наклонитесь вперёд, руки отведите в стороны, колени выпрямите. Потянитесь. -Поставьте ноги вместе, наклонитесь вперед, обхватите руками колени и постарайтесь коснуться их носом. -Выполните по два поворота головой вправо-влево (подбородок почти касается груди). -Встаньте на колени, прямые руки вытяните над головой, живот втяните, спину держите прямо. В течение минуты выполняйте мягкие пружинящие полуприседания, не касаясь ягодицами пяток. МАССАЖ МОСТИК
Чтобы быть здоровым, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Например, когда вы детям предлагаете разминку или физкультминутку, делайте её вместе с детьми. На прогулке не просто организовывайте подвижные игры, а играйте в них вместе с детьми. Упражнение «Сквозь кольцо» Задача: Создание положительного эмоционального настроя, умения координировать совместные действия, проявлять сплоченность, уверенность. Описание упражнения: Участникам встать в шеренгу, взяться за руки; крайнему дается гимнастический обруч. Задача участников – не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном счете оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него «Передай палку»
«Поймай рыбку»
Смех может стать и настоящим спортивным тренером для всего организма. Когда ты смеешься, организм задействует около 80 мышц. При этом тренируются плечи, пресс, грудь и диафрагма. Но и это еще не все! Даже после непродолжительного периода смеха снимается головная боль и напряжение, повышается иммунитет, улучшается качество дыхания и кровоснабжения тканей и органов, а также снижается уровень холестерина. Мы не говорим уже о том, что смех заряжает человека энергией и повышает настроение. Ученые уверяют, что минута смеха может продлить жизнь человека на целых пять минут. Так что наш совет, думаем, тебе понять? Ну-ка, улыбочку «Пожалуйста, растяните губы в улыбке. Одно условие – улыбаться должен только рот, остальная мускулатура лица и глаза не должны участвовать в этом процессе. Держим не менее 30 секунд. Убрали улыбку. Сейчас еще один раз, и еще. А сейчас улыбнитесь искренне, от души. Это намного проще и приятней, не так ли? Улыбнемся друг другу. Как будто стало светлее и теплее вокруг. Так давайте делать это как можно чаще, и наша жизнь станет намного светлей! А дома попробуйте «проулыбать» каждую клеточку своего организма и четко запомнить возникающие ощущения, чтобы в критические моменты жизни Вы смогли воссоздать их». Вы, наверное, заметили, что дети смеются в десятки раз чаще взрослых, потому что у них еще не атрофировались природные механизмы психического здоровья и самозащиты. Поводы для смеха дети создают из ничего. Недостаточная заработная плата не позволяет полноценно восстанавливать здоровье – приобретать качественные продукты, выезжать летом на отдых в пансионаты или санатории. Игра “Волшебная шкатулка” В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Варианты пожеланий: - Тебе сегодня особенно повезет! - Жизнь готовит тебе приятный сюрприз! - Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь! - Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой! - Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь! - Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие! - Сегодня твой день, успехов тебе! - Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности. После этого каждый педагог получает буклет с практическими рекомендациями относительно профилактики эмоционального выгорания (содержание рекомендаций в конце семинара-практикума). |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.